Кредиты стали неотъемлемой частью жизни большинства граждан России. Благодаря банковским займам люди могут удовлетворить свои потребности. Но в жизни может случиться все, в том числе и ситуация, когда платить по кредиту будет нечем или исполнить обязательства в полном объеме будет невозможно. Можно потерять работу, заболеть, попасть под снижение заработной платы. В таком случае необходимо решать проблему с банком, который может и не пойти навстречу клиенту. И далее о том, что делать, если банк отказал в реструктуризации кредита.
Реструктуризация: немного о главном
Стоит понимать, что реструктуризация – это не «прощение» долга должнику. Банк – не благотворительная организация, а коммерческое предприятие. Поэтому оно заинтересовано в возврате не только тела кредита, но еще и начисленной процентной ставки, пени, штрафов и т. д. Чем больше их будет, тем лучше для кредитора.
Поэтому изначально любой банк может и отказать в реструктуризации. Действует простой психологический прием:
- сначала заемщик попросит финансовой помощи у банка;
- клиент перестанет платить по своим обязательствам, а банк начислит пеню и штраф;
- субъект испугается и начнет искать деньги, чтобы погасить всю задолженность, включая весь совокупный долг.
Все достаточно просто.
Для получения реструктуризации нужны уважительные причины. Это знает как банк, так должен знать и заемщик. Если таких причин нет, то банк имеет законное основание отказать клиенту, и тогда даже в судебном порядке никто не освободит заемщика от долга.
Когда правда на стороне клиента банка:
- субъект был уволен с работы, он стоит на учете в центре занятости;
- работодатель уменьшил заработную плату, перевел на менее оплачиваемую работу;
- субъект временно потерял трудоспособность;
- в семье болеет кто-то из членов семьи;
- смерть кормильца семьи.
Конечно, каждый случай индивидуален. Но в любом случае необходимо документальное подтверждение указанных причин. Если Вы не предоставили документы в банк, а он отказал в реструктуризации, то правда будет на его стороне.
Что делать, если в реструктуризации отказали
Первое, что нужно знать: за реструктуризацией необходимо обращаться в банк с письменным заявлением. Устная форма общения не имеет никаких юридических оснований. Следует написать заявление, зарегистрировать его в учреждении и копию оставить себе. В таком случае банк обязан предоставить письменный отказ.
Если банк не предоставил отказ в реструктуризации, то нужно запросить его по телефону горячей линии или по письменному обращению.
Второй важный аспект: не платите по долгам. У большинства финансовых учреждений есть правило: переводить кредит в категорию проблемного только после того, как клиент не платил по нему более 60-90 дней (в каждом банке свои правила). Как только отведенный для погашения задолженности срок пройдет, банк может самостоятельно связаться с Вами для реструктуризации долга.
Какие варианты могут предложить:
- продлить срок погашения кредита. Не самый лучший вариант, поскольку общий размер переплаты увеличится. Банк увеличит количество платежей, уменьшит величину ежемесячного взноса, но при этом сможет заработать еще больше;
- уменьшить или полностью списать начисленные штрафные санкции. Как правило, такой вариант используется только при наличии очень уважительных причин;
- кредитные каникулы. Клиенту предоставляется право в течение 3-12 месяцев не платить по своим обязательствам без начисления штрафа.
Если ни одно из указанных предложений не подходит, то можно не соглашаться на условия банка. Но только при наличии реальных оснований для такого отказа. Обратите внимание, что за неисполнение своих обязательств перед банком заемщик несет ответственность, в том числе и уголовную (статья 177 УК РФ). По решению суда через Федеральную службу судебных приставов его также могут лишить имущества, реализовав на торгах.
Судебное делопроизводство
Почему-то граждане боятся судебных разбирательств, хотя суд – это один из лучших способов, как можно себя защитить.
Если клиент не будет платить по долгам, то при достижении определенного уровня задолженности банк или продаст долг коллекторам, которые обратятся в суд, или самостоятельно подаст иск на должника.
В судебном порядке будут рассмотрены все детали дела. Если заемщик докажет документально ухудшение своего финансового состояния, а также подтвердит свои намерения договориться с банком еще на начальных этапах возникновения конфликта, то решение будет на стороне должника.
Какие варианты урегулирования конфликта могут быть по решению суда:
- будут списаны полностью или частично все штрафные санкции;
- будет уменьшена или вообще отменена процентная ставка;
- задолженность будет реструктуризирована за счет предоставления кредитных каникул или увеличения срока погашения.
Могут быть использованы все из указанных методов. В процессе судебных разбирательств суд может признать субъекта банкротом и назначить ему финансового управляющего. Это не значит, что долг будет списан, но будут найдены оптимальные варианты урегулирования конфликта. Подробнее об отмене штрафов и пеней можно прочитать в этой статье.
Если банк не подал в суд, а передал дело коллекторам, или продолжает и дальше звонить с требованием оплатить задолженность, то стоит самостоятельно обратиться в суд. Это еще раз подтвердит желание самого заемщика урегулировать конфликт.
Рефинансирование как способ погасить задолженность
Может быть и иная ситуация: никаких оснований для реструктуризации задолженности нет. Гражданин просто не рассчитал свои возможности. Что делать в таком случае? Какие права есть у него?
Конечно, требовать от банка реструктуризации задолженности он не может. Нет на это оснований. В таком случае лучше оформить рефинансирование кредита в другом банке. По факту, это процесс оформления нового займа для погашения старого долга, но только на более выгодных условиях: с более продолжительным сроком погашения, с более низкой ставкой и т. д. Преимущество в том, что клиент сам не погашает долг, а новый кредитор сразу перечисляет средства новой ссуды в счет погашения старого долга.
И последнее, что стоит напомнить: не стоит пренебрегать такими способами, как подача жалобы в Центробанк и Роспотребнадзор. Кредит – это потребительская услуга, а поэтому последняя инстанция также имеет полномочия повлиять на банк.
Жалобы можно подать и в электронном виде, через официальные сайты организаций. Как правило, если использовать все инструменты влияния, то результат обязательно будет в пользу клиента.
Прочтите: Можно ли оспорить кредитный договор с банком