При выдаче кредита оформляется договор, в котором прописываются права и обязанности каждой стороны. Обязанность клиента – своевременно вносить оплату по кредиту. Его право – это вернуть долг ранее срока. При досрочном погашении важно знать, как происходит возврат переплаченных процентов по кредиту.
Переплата с аннуитетными и дифференцированными платежами
Следует отметить, что в последнее время банки все больше предлагают кредитные продукты с аннуитетной формой оплаты. Это означает, что взносы поступает равными частями в течение всего срока.
По аннуитетным взносам банк в первую очередь списывает проценты и только после этого сумму долга. Зачастую 50-60% от суммы платежа в первый год – это проценты, рассчитанные за весь срок пользования заемными средствами.
Получается, если заемщик вносит оплату в полном размере ранее оговоренного срока, банк становится получателем излишне уплаченных процентов. Однако сообщать об этом он не торопится.
Пример (при аннуитетном виде платежей). Кредит оформлен на 5 лет, под 18,5%. Сумма по договору – 300 000 рублей. Банк сформировал график оплаты:
Согласно графику видно, что сумма процентов выше основного долга.
При дифференцированной форме оплаты все честнее. В данном случае финансовая компания начисляет проценты исключительно на сумму долга. В результате этого с каждым месяцем сумма платежа уменьшается.
Пример (при дифференцированном виде платежей). При аналогичных условиях банк сформировал график оплаты:
Как узнать сумму переплаченных процентов
Согласно статье 10 Закона «О защите прав потребителей» каждый заемщик имеет право запросить у кредитора информацию, как происходило начисление и списание процентов по договору.
Для этого потребуется обратиться в центральный офис банка по месту получения кредита и написать заявление. Документ заполняется на имя управляющего. В нем следует указать:
- личные данные;
- номер кредитного соглашения;
- требование о предоставление подробного отчета.
В рамках закона банк обязан принять документ и выдать копию клиенту, на которой будет указан номер входящей корреспонденции. На полученное заявление потребуется подготовить ответ, в течение 10 дней.
Как показывает практика, ответ в течение указанного срока предоставляют только крупные и стабильные банки, которые дорожат своей репутацией. Небольшие финансовые учреждения ссылаются на то, что вся необходимая для клиента информация отображена в кредитном соглашении.
При получении отказа можно оформить жалобу в Центральный банк. Направить обращение можно лично в офисе ЦБ, по почте или через официальный портал. Лучше воспользоваться последним вариантом отправления жалобы, поскольку он помогает сэкономить время.
Некоторые клиенты для экономии времени делают расчет самостоятельно. Однако важно понимать, что для этого необходимы математические знания.
Ссылка на документ: Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»
Как вернуть переплаченные проценты по кредиту
При досрочном погашении кредита следует обратиться к кредитору, с требованием сделать перерасчет и вернуть излишне уплаченные проценты по договору.
Для этого следует:
- Обратиться в офис финансового учреждения. Потребуется подготовить паспорт, кредитный договор. Если задолженность погашается в офисе банка, обратиться к специалисту можно сразу после внесения денег.
- Помимо документов потребуется подготовить заявление на имя руководителя. В документе следует указать, что просите сделать перерасчет процентов по кредитному договору, поскольку долг был погашен ранее срока. Также в бланке следует указать полные реквизиты личного счета, на которые кредитор должен перечислить средства. Документ подготовить в двух идентичных экземплярах.
- После принятия заявления попросить сотрудника расписаться на экземпляре клиента и указать, что пакет документов принят на рассмотрение.
- В течение 10 дней получить деньги на банковский счет или официальный отказ.
Следует отметить, что многие банки пытаются уйти от ответственности и озвучивают отказ по телефону. В таком случае следует запрашивать письменный ответ или записывать телефонное общение с сотрудником финансовой компании.
Если кредитор отказывает, можно не торопиться обращаться в суд. В такой ситуации можно урегулировать вопрос через Центральный банк. Для этого следует направить жалобу в выбранную инстанцию и ждать решение.
Как правило, ЦБ рассматривает жалобы в адрес банка и выносит решение в течение 3 рабочих дней. На практике решение всегда принимается в пользу клиента. Банк, в свою очередь, получает официальное письмо от Центрального банка, в котором указаны требования по возврату переплаченных процентов.
Прочтите: Что такое досудебная претензия банку и как ее правильно составить
Возврат процентов через суд
Когда кредитор уходит от ответственности, следует отстаивать свои права. В этом поможет суд. Заемщику потребуется подготовить претензию, к которой приложить полученный отказ или запись телефонного разговора.
Не стоит переживать, если нет возможности приложить официальный отказ от кредитора или иные доказательства того, что банк не будет возвращать переплаченные проценты. Достаточно предъявить отправленное заявление и выписку по банковскому счету, в которой видно, что поступлений от банка не было.
Полный пакет документов следует направить представителю суда лично или через представителя и ждать решение. На практике суд встает на сторону клиента и обязывает кредитора в установленные сроки вернуть денежные средства клиенту.
Дополнительно суд может начислить штраф кредитной организации за незаконное обогащение за счет клиента и отказ в возврате денег в добровольном порядке. Размер штрафа устанавливается персонально для каждого и во многом зависит от суммы, которую кредитор должен вернуть клиенту.
Прочтите: Снижение неустойки по кредитному договору: в судебном порядке и банке
Подведем итоги
В завершение можно отметить, что после досрочного погашения кредита каждый заемщик должен возвращать переплаченные проценты. При этом надеяться на то, что банк просто их вернет, не стоит.
Для получения процентов, которые были переплачены по кредиту, следует обратиться за помощью в Центральный банк или суд. В первом случае оформить жалобу на кредитора можно в режиме онлайн, через официальный портал ЦБ.