Любая фирма в конечном счете может быть ликвидирована. От обстоятельств и особенностей дела будут зависеть сложность и длительность процедуры. Поэтому перед тем, как ликвидировать ООО самостоятельно, стоит изучить данный вопрос и уточнить конкретный порядок действий.
Пошаговая инструкция по самостоятельному закрытию ООО
Закрыть ООО самостоятельно вполне возможно. Однако потребуются некоторые навыки и знания, чтобы оформить все должным образом.
Так, чтобы ликвидировать Общество своими силами, нужно будет пройти следующие этапы:
- Принятие решения о прекращении деятельности фирмы. Особенности оформления зависят от того, сколько учредителей в организации – один или более. Один учредитель принимает решение, несколько – собирают собрание и составляют протокол, в котором отражаются результаты голосования.
- Подать заявление в ФНС. Существует специальная форма заявления, которую нужно будет соблюдать. Нарушение данного правила влечет отказ в ликвидационных действиях.
- Сделать публикацию сведений о ликвидации и направить уведомления кредиторам. Все контрагенты должны иметь возможность заявить свои требования, которые будут удовлетворяться в процессе ликвидации.
- Решить вопрос с сотрудниками. Они должны знать о том, что фирма закрывается. У граждан должны быть возможности найти новую работу, поэтому сведения подаются еще и в Службу Занятости.
- Составить промежуточный ликвидационный баланс. Он отражает имущество и долги фирмы, чтобы было понятно, возможна ли добровольная ликвидация или придется прибегать к банкротству (подробнее о процедуре банкротства ООО читайте в нашей статье >>).
- Выплатить имеющиеся долги. Суммы перечисляются в соответствии с установленной очередностью.
- Составить окончательный ликвидационный баланс. Он отражает, с каким имуществом фирма будет прекращать свою деятельность.
- Обратиться в ФНС с заявлением о завершении процедуры ликвидации.
После этого останется только забрать документы, подтверждающие факт прекращения регистрации Общества.
Принятие решения о ликвидации
Процедура ликвидации всегда начинается с принятия соответствующего решения. Если учредитель один, то он составляет документ единолично. Если несколько, то требуется оформление документа в виде протокола собрания.
В тексте указывают:
- факт принятия решения о ликвидации организации;
- утверждение ликвидационной комиссии или ликвидатора. Данную должность может получить как сам учредитель или директор, так и совершенно сторонние граждане;
- установление порядка ликвидации, а также срока проведения мероприятий. Максимальный период должен составлять до одного года.
Какой-то специальной формы данной документации не существует. Важно, чтобы она содержала указанные сведения, а также реквизиты организации и всех участвующих лиц. Остальное оформляется в свободной форме.
Последующие действия
Следующий шаг – это направление уведомления в ФНС. Сделать это нужно заявлением по форме Р15016 в течение трех дней с даты принятия обществом соответствующего решения.
Заявление обязательно должно быть заверено у нотариуса. В противном случае ФНС не примет его и не начнет необходимые для ликвидации процедуры.
К уведомлению прикладывается протокол собрания.
Если заявление Р15016 будет направлено с задержкой, в отношении фирмы может быть вынесен штраф на сумму до пяти тысяч рублей.
В течение пяти дней после подачи заявления ФНС вносит запись в ЕГРЮЛ о том, что фирма начала ликвидационные процедуры. Эти сведения будут доступны любым лицам без исключения.
Далее нужно уведомить о ликвидации кредиторов, направив им уведомления. Помимо прямого обращения, нужно сделать публикацию в «Вестнике государственной регистрации».
Специальной формы уведомления нет. Это можно сделать любым способом. Главное, чтобы из текста документа было понятно, что конкретная фирма планирует прекращение существования, и у контрагентов имеется срок для предъявления претензий.
Решение вопроса с сотрудниками
Очевидно, что фирма, которая будет ликвидироваться, не должна на момент прекращения иметь сотрудников. Поэтому данный вопрос нужно решить заранее.
После публикации сведений в Вестнике, нужно представить всем работникам уведомления. Далее возможны два варианта:
- увольнение по соглашению сторон;
- увольнение в связи с ликвидацией.
Уведомление должно быть направлено и в Службу Занятости. Главное, чтобы это было сделано не позже, чем за 2 месяца до фактического прекращения трудовых отношений.
Если увольнение считается массовым (от 15 граждан), то Службу Занятости нужно уведомлять за 3 месяца.
Сотрудникам выплачивается выходное пособие, а также компенсация за неиспользованные отпуска.
Прочтите: Как приостановить деятельность ООО на время
Подготовка промежуточного баланса
Промежуточный ликвидационный баланс составляется с целью фиксации имущества и долгов фирмы. Это нужно сделать после того, как кредиторы выставят свои требования.
Специальной формы документа нет. Но он обязательно должен содержать ряд сведений:
- об организации и ликвидаторе;
- о составе имущества фирмы, которая подлежит ликвидации;
- о требованиях контрагентов, которые были предъявлены;
- о прочих обязательствах фирмы.
Баланс утверждается учредителями. Далее он подается в ФНС вместе с заявлением Р15016.
Погашение долгов фирмы
Проще всего закрыть фирму без долгов. Тогда процедура сокращается на минимально возможный срок. Сделать это с долгами тоже можно. Но организация, которая не сможет выплатить все суммы, вынуждена будет проходить через банкротство, что существенно усложняет процедуру.
Существует установленный законодательством порядок, который устанавливает очередность выплат:
- сначала вносят суммы по компенсации морального вреда и вреда здоровью;
- далее выплачивается заработная плата;
- следом идут налоги и страховые выплаты;
- напоследок выплачиваются оставшиеся суммы.
Если имеется недостаток активов, ликвидатор должен инициировать продажу имущества фирмы с торгов. При недостатке вырученных средств, начинается процедура банкротства.
Окончательный ликвидационный баланс
Окончательный баланс составляется тогда, когда будут выплачены все долги Общества.
Данный документ составляется в том же порядке, что и промежуточный. Он утверждается учредителем или на собрании членов общества, если их несколько.
Прочтите: Сколько хранить документы после ликвидации ООО
Завершающие процедуры
В конце процедуры ликвидации нужно будет подать отчеты в некоторые органы:
- в ПФР – о сотрудниках, которые были трудоустроены в процессе;
- в ФНС – касательно страховых взносов;
- в ФСС.
Дополнительно подается декларация, если использовалась УСН или ЕНВД, а также 6- и 2-НДФЛ.
После этого подаются документы в ФНС для окончательной ликвидации Общества. Среди них:
- заявление по форме Р15016 Оно должно быть заверено у нотариуса;
- окончательный ликвидационный баланс. Данный документ не имеет установленной формы, но составляется с соблюдением общих бухгалтерских требований. Он отражает имущество и финансовое положение фирмы, которая подлежит ликвидации;
- квитанцию об оплате пошлины (размер в 2024 году составляет 800 рублей). Реквизиты можно получить в ФНС, в том числе на официальном сайте Налоговой Службы.
Если все будет сделано правильно, сведения о ликвидации фирмы будут внесены в ЕГРЮЛ. Однако до момента, пока сведения о прекращении работы общества не внесены в ЕГРЮЛ, процесс можно повернуть вспять. Пошаговая инструкция по отмене ликвидации ООО здесь.
После закрытия ООО, учредители должны распределить имущество, которое осталось вследствие выполнения всех необходимых процедур. Оно делится в соответствии с имеющимися долями. Если объекты неделимы и достижение соглашения невозможно, оно продается с торгов.
Можно ли не закрывать ООО
Закрытие ООО требует ряда навыков и расходов. Некоторые учредители предпочитают не делать этого. Есть два варианта:
- Уволить всех сотрудников, не проводить никаких операций. Останется одна обязанность – сдавать нулевые отчетности.
- Просто прекратить деятельность. Тогда Налоговая сможет инициировать ликвидацию по своему усмотрению.
Второй вариант имеет некоторые последствия для учредителей и директора. Им будет затруднительно получить кредит, а в течение трех лет нельзя будет открывать новое ООО.
Прочтите: Какими последствиями грозит банкротство ООО директору и учредителям
Подведем итоги
Ликвидацию ООО можно провести и самостоятельно. Для этого требуется выполнить ряд последовательных действий в установленном порядке. Однако необходимы юридические и бухгалтерские навыки, знание процесса. Ошибки могут обойтись слишком дорого. При наличии сомнений, рекомендуется выяснить этот вопрос у специалиста или в правовых нормах.
Приложение
Скачать заявление (уведомление) о ликвидации юридического лица (форма Р15016)
Требования к оформлению формы N Р15016
Скачать форму уведомления об увольнении (образец)