Завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве

Завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве

В Балаклаве находится сверхсекретный завод — музей по ремонту подводных лодок. Этот стратегический объект, единственный в мире по своим масштабам. Это самый крупный военный объект из рассекреченных на планете — подземный комплекс для субмарин. Из-за него древний крымский город Балаклава близ Севастополя на долгие годы превратился в один из самых закрытых и загадочных населенных пунктов СССР.

Запись относится к месту: Балаклава

Прежде чем рассказывать непосредственно об объекте, несколько слов о самой Балаклаве. Когда находишься на набережной этого чудесного города, испытываешь чувство защищенности и уюта, бухта защищена со всех сторон. Здесь почти всегда спокойное море, вода прозрачная и тихая, мирно ютятся шикарные яхты и стоят на стоянке военные корабли:

На фото Балаклавская бухта, чуть выше на холме знаменитая крепость Чембало

Очень сложно представить, что когда-то Балаклава была одним из самых засекреченных мест Советского Союза. Именно здесь была неприступная база советских подводных лодок. Вот как выглядела бухта в те времена:

Подземный завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве (Объект 825 ГТС) — сверхсекретный военный объект времен холодной войны. ГТС или Городская Телефонная Станция — название объекта в целях конспирации. В настоящее время — самый крупный из всех рассекреченных военных объектов СССР. На фото схема некогда секретного объекта:

Для начала немного истории:

В период после войны обе сверхдержавы — СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожали друг другу ядерными ударами. Нужно было найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки в случае войны и откуда могли нанести ответный ядерный удар. После продолжительных поисков выбор пал на тихую Балаклаву. В 1957 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения. Подземный комплекс, так называемый «Объект 825 ГТС», строился 4 года — с 1957 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.

Сооружение представляло собой объект противоатомной защиты первой категории, включающий в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта подводных лодок, склады для хранения торпедного и иного вооружения. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой, находится два выхода. Со стороны бухты — вход в штольню. В случае необходимости он перекрывался батопортом, который поддувался воздухом и всплывал. Для выхода в открытое море был оборудован выпуск на северной стороне горы, который также перекрывался ботопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями. В завод одновременно вмещается до семи подводных лодок. Глубина канала достигает 8 м, ширина колеблется от 8 до 12 м. Общая площадь помещений завода превышает 5000м. кв., площадь подземной водной поверхности равна 3000м.кв..

Завод не пострадал бы даже в случае прямого атомного удара мощностью до 100 Кт, он мог вместить до трех тысяч людей и обладал развернутой системой жизнеобеспечения.

Объект 825 ГТС, для обслуживания которого была сформирована 155-я бригада подводных лодок, предназначался для ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов предназначенных для этих субмарин. В центральной штольне объекта могло разместиться 7 подлодок указных проектов, а при необходимости, во всех штольнях — до 14 субмарин разных классов. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В арсенале также хранилось ядерное оружие.

Имел проект и недостатки. За время строительства на вооружение стали поступать новые дизельные подлодки 641-го проекта просто не вмещавшиеся в каналы. При небольшой качке войти на лодке через выпуск на северной стороне горы тоже было невозможно, входили лодки только со стороны бухты. По этой же причине нахождение одновременно более трёх лодок в каналах было проблематично. Зато при спуске воды с сухом доке, рыбу можно было собирать лопатами, не зря, по одной из версий, название города происходит из турецкого и переводится как «рыбный мешок».

Поскольку завод по ремонту подводных лодок являлся секретным объектом, в 1957 году Балаклава была переведена в состав Севастополя, лишившись статуса города, и стала закрытой территорией. В 1994 году из Балаклавы ушла последняя подводная лодка и завод прекратил свою деятельность. После закрытия в 90-х большая часть комплекса не охранялась и около семи лет разворовывалась. Сейчас часть завода является музеем. Экскурсии стали водить с 2003 года.

На фото ниже место откуда начинается экскурсия. На первом фото мост на пантонах, который приподнимался под огромным давлением, когда внутрь заходили лодки а также вход в тоннель длинной 600 метров. В правой части второго фото виден ботапорт, который наглухо закрывал вход в тоннель и защищал от взрывной волны.

 

На площадку у входа в музей выкатили огромную торпеду, выглядит массивно и внушительно

 

Далее мы входим в сам музей подводных лодок. В то время как на улице температура была +32 градуса, внутри примерно +15.  Сразу попадаем в зал,  откуда можно попасть в минно-торпедную часть и топливное хранилище.Здесь же коридор, ведущий в глубь комплекса. В начале коридора противоударные двери, это специальные заграждения из двух мощных стальных створок, каждая часть весит 10 тонн, далее шлюзовая камера. В случае ядерного взрыва ворота полностью защитили бы от излучения, ударной волны и радиации. За шлюзовой камерой точно такие же противоударные двери. В шлюзовой камере размещена небольшая экспозиция по второй мировой войне. На втором фото куртка заключенного немецкого концлагеря. На самой стройке объекта труд заключенных не использовался никогда

Далее идем ко второму залу, здесь тоже небольшая экспозиция – якоря, корпус мины, различная техника

На фото ниже выход в минно-торпедный отдел. Там готовилось торпедное вооружение, торпеды туда доставлялись без головных частей с военных предприятий. Торпеда погружалась на тележку и тщательно проверялась, после чего доставлялась назад в зал, откуда по рельсам доставлялась на погрузочный причал к подводной лодке

Далее по основному коридору идем к сухому доку, где ремонтировались подводные лодки. Внизу под этим коридором  нулевой уровень, где были проложены трубы для подачи топлива и воды. Вверху примерно 130 метров скального грунта, мы находимся внутри горы

Пройдя по коридору попадаем в ремонтный док, где непосредственно происходил ремонт лодок

По мосту через канал идем  в следующий самый секретный отсек завода — Арсенал. Те, кто работал в остальных отсеках даже не подозревали о том что происходит здесь, т.к. в Арсенале находилось специальное оружие. К отсеку ведет второй коридор, его длина 280 метров. На арсенале работало 200 человек, из них 150 военнослужащие. Они находились в подчинении закрытого специального управления при министерстве обороны Совесткого Союза Снова массивные створки, приводившиеся в движение специальным мотором. Во время работы объекта створки были закрыты, чтобы обеспечить подходящие условия для ядерных ракет- температура от +10 до + 15 градусов и влажность 50-60%

Идем далее по коридору и видим макет подводной лодки проекта 641, дизель-электрической лодки третьего поколения.  Модель в масштабе 1:100.  Могла нести до 24 торпед, и находится в астономном плавании более 2х месяцев. В период карибского кризиса несли дежурство у берегов Кубы. В настоящий момент осталось только 3 таких лодки, и одна из них в составе украинского флота(лодка “Запорожье”). Главным недостатком является повышенная шумность при движении под водой

Далее по туннелю — видим сложное сплетение вентиляционных труб, а также запасной коридор

Имеется также модель подводной лодки четвертого поколения. Лодка имеет обтекаемую форму благодаря чему легко преодолевает сопротивление воды, в корме имеется особый электромотор на установках, смягчающих вибрацию. Поверх корпуса находится прорезиненное покрытие. Эти лодки очень сложно обнаружить под водой, поэтому в странах НАТО их называют “Черные Дыры”. Данный макет является радиоуправляемой моделью, выполняет около 40 команд, в том числе погружение на малую глубину. Данный макет участвовал в съемках российского фильма  “72 метра”. В период холодной войны на таких лодках всерьез предполагалась установка ядерных боевых зарядов на случай боевых действий. Производились эти заряды в закрытой зоне отсека Арсенал

Далее находится вход в закрытую зону Арсенала (специальный сектор завода по ремонту подводных лодок)

На этой территории готовились специальные боевые заряды. На объекте их разрешалось перевозить только в закрытых контейнерах ручным способом на  тележках. Тележка весит 996 кг, грузоподъемность 7 тонн. Колеса покрыты специальным материалом, при движении не возникает скрипа. На фото ниже именно такая тележка – сохранился также поворотный круг и шифер на стенах для шумоизоляции

Здесь же вход в бывший сборочный цех, слева от входа находятся шкафы-кабины со спецодеждой рабочих рассчетов, с правой стороны в небольших кабинетах находятся сейфы с документами и комплектующими элементами

 

При работе рассчета готовились боеприпасы, каждый весом в 860 кг, при работе не допускалось ошибок. Каждая операция не только выполнялась в соответствии с командой начальника рассчета, военнослужащий озвучивал все свои действия, а специальный писарь записывал все это в журнал

В настоящее время в помещениях Арсенала находится самая значительная часть музея-завода по ремонту подводных лодок, здесь представлено большинство экспозиций

Далее  мы видим контрольный пост и техническую зону завода по ремонту подводных лодок. Внизу, на нулевом этаже, находились холодильные установки, здесь же находятся электрокоммуникации, медицинский пункт и несколько вспомогательных участков. В частности, шкаф для сушки специального силикогеля, который распылялся для поддержки постоянной влажности в 50%

Здесь же сохранилась установка для подачи воздуха, т.н. кондиционер, откуда воздух подавался во все туннели завода. Также в правом нижнем углу находится электромотор, открывавший и закрывавший противоударные двери

Эти двери открывались только тогда, когда через проход ввозили или вывозили боеприпасы, в остальное время их обходили особым коридором, название которого “Людской Ход”

 

Далее мы выходим за пределы внутренних частей объекта, все здесь говорит о строгой секретности. Экскурсия позволяет осмотреть только 40% всей базы, тем не менее по времени это занимает почти 2 часа. На фото ниже заброшенный тоннель базы, и таких тоннелей там очень-очень много. Постепенно они будут восстанавливаться и становится частью музея

 

На выходе осталась часть маскировочной сетки тех времен, раньше этой сеткой были покрыты все входы и выходы стоянки подводных лодок

Несколько интерестных фактов из статьи Надежды Светлицкой (газета Сегодня):

Хочешь остаться на свободе — потеряй память
50 человек вооруженной охраны делали завод по ремонту подводных лодок недоступным для посторонних — въезд в Балаклаву был сопряжен с большими сложностями. Сотрудники предприятия очень хорошо знали, что во время регулярных (раз в два месяца) вызовов в особый отдел КГБ на вопросы лучше всего отвечать так: где работаю — не знаю, что делаю — не имею понятия, об условиях ничего не помню. 400 человек гражданских рабочих хорошо осознавали — хочешь оставаться на свободе — потеряй память на время беседы с сотрудником особого отдела. Сергей Перегородиев, сорокачетырехлетний слесарь-судоремонтник, проработал на заводе 11 лет, и все эти годы он не мог рассказать даже своим родным о том, какого рода ремонт выполняет.
— Каждый раз меня сопровождал вооруженный матрос, — рассказывает Сергей Перегородиев. — Он приводил к месту поломки и тщательно следил за моей работой, потом под дулом автомата, выводил из горы. Многие мои товарищи стали намного хуже видеть из-за того, что постоянно испытывали резкие перепады света при выходе из подземелья на яркое солнце.

Дымок, хранивший военную тайну
Из 400 гражданских рабочих лишь четверо имели спецпропуск во все подразделения. Сергей был одним из них, поэтому за годы работы многое узнал. Сейчас он живет в одном из подсобных помещений при заводе, а в недалеком будущем рассчитывает подрабатывать экскурсоводом, чтобы рассказывать туристам то, о чем не могут знать работники музея. Одну из таких подробностей балаклавцы знают очень хорошо, а шпионы стран времен холодной войны дорого бы дали за такую специфическую информацию. Как только подводная лодка заходила в док, из которого выпускали воду, рабочие оставались по колено в живой рыбе. Чтобы добро не пропадало, рыбу коптили прямо в горе. Струящийся специфический дымок мог служить сигналом того, что очередная советская лодка встала на ремонт.

Некоторые секреты раскроют только через 50 лет
Большинство жителей Балаклавы отрицательно относятся к открытию музея. Многие из них работали на этом заводе, и привыкли воспринимать его как некоммерческий объект. Такая система ценностей идет еще из советских времен, когда Балаклава была военно-морской базой Черноморского флота. Здесь размещалась 155-я бригада подводных лодок. Проект носил кодовое название «Объект 825 ГТС», завод имел возможность проводить ремонт подводных лодок 613-го и 633-го проектов. Несмотря на сверхсекретность, после закрытия предприятия, здесь побывали высокие гости из Китая, Израиля, Италии, Англии и других стран. Однако до сих пор остаются секретными документы о том, кто проектировал завод, сколько средств было потрачено на его строительство. По мнению сотрудников музея, вся информация станет доступной не ранее, чем через 50 лет.
Архитектурно-художественное решение экспозиции музейного комплекса планируется сохранить в первозданном виде: будут восстановлены цеха функциональной проверки торпед. Водолазы, видевшие ныне затопленный сухой док ремонта подводных лодок, говорят о прекрасно сохранившейся внутренней обстановке. На стенах висят грамоты, в углу можно заметить гирю для физических упражнений, в ряд стоят скамейки для отдыха.