В каждом населенном пункте существуют органы, к компетенции которых относится присвоение адреса объекту недвижимости. Процедура совершенно не сложная, она почти всегда связана с регистрацией объекта в Росреестре и оформлением права собственности.
Кто занимается присвоением адресов
Решение о присвоении и аннулировании адресов принимают госорганы субъектов РФ и органы местного самоуправления (ОМС). В Москве эту услугу выполняет Департамент городского имущества, в г. Санкт-Петербурге – Комитет имущественных отношений. Единые требования к порядку присвоения адресов и их структуре устанавливает Постановление Правительства РФ № 1221 от 19 ноября 2014 г. Однако в каждом регионе действуют собственные правила, применяемые с учетом постановления.
Процедура начинается с обращения собственника объекта недвижимости в уполномоченный орган.
Кроме собственника, заявления принимаются:
- от доверенных лиц, полномочия которых отражены в нотариальной доверенности;
- от лиц, владеющих объектами капитального строительства (ОКС) на праве оперативного управления и хозяйственного ведения.
Читать также: Изменения в непосредственном управлении многоквартирным домом в 2024 году
Адрес жилому дому присваивается уже после того, как владелец поставил объект на кадастровый учет и оформил право собственности. Поэтому, как только вы получили выписку из ЕГРН на построенный дом, можете обращаться в уполномоченный орган за адресом.
Однако в некоторых случаях требуется присвоить адрес до регистрации объекта недвижимости, до ввода объекта в эксплуатацию. Это касается многоквартирных домов, нежилых зданий.
Когда нужно присваивать адрес объекту капитального строительства:
- При уточнении адреса, ввиду разнообразия адресов одного объекта в разных документах.
- При разделе имущества, прекращении долевой собственности.
- Создании нового объекта недвижимости.
- Присвоении адреса садовому жилому или нежилому дому.
- Переводе из нежилого здания (помещения) в жилое, и наоборот.
Подробнее о процедуре перевода из нежилого помещения в жилое читайте в нашей статье >>
Документы для адреса
Чтобы подать заявление на установление адреса, нужны следующие документы:
- Правовой документ на ОКС, если право не зарегистрировано в ЕГРН.
- Личный паспорт заявителя.
- Нотариальная доверенность от представителя.
- Технический план в бумажной форме. Требуется, если адрес объекту недвижимости необходимо присвоить до регистрации объекта в Росреестре.
Таким образом, в уполномоченный орган понадобится подавать либо технический план, если объект еще не зарегистрирован в ЕГРН, либо выписку из ЕГРН, если ОКС учтен в Росреестре без адреса.
Сроки
В разных регионах срок выдачи решения о присвоении адреса отличается, в зависимости от нормативных актов субъектов РФ. В Москве – 11 дней, в Санкт-Петербурге – 18.
Заявление можно подать:
- Лично в уполномоченный орган.
- Через госуслуги.
- Через МФЦ.
Чтобы подавать заявку через госуслуги, необходимо иметь подтвержденную запись регистрации и электронную подпись. Если электронной подписи нет, воспользуйтесь обычным способом подачи заявления через МФЦ.
Прочтите: Перевод жилого помещения в нежилое: условия и порядок процедуры, пошаговая инструкция
Результат присвоения адреса объекту недвижимости
Уполномоченный орган вносит в адресный реестр информацию о присвоении адреса. Заявителю на руки выдается постановление или распоряжение об адресе.
Если адрес получен после получения права собственности на объект недвижимости, сведения об адресе необходимо передать в ЕГРН.
Орган местного самоуправления либо сам направит нужные данные в Росреестр, либо это должен сделать собственник недвижимости.
Для этого владельцу нужно подать заявление в Росреестр через МФЦ. Для подачи заявления нужно иметь:
- Паспорт.
- Решение ОМС об установлении адреса.
Если собственников несколько, то заявление потребуется от каждого дольщика.
В результате владельцы получат выписку ЕГРН на объект недвижимости с адресом. Срок внесения данных об адресе в ЕГРН составляет 7-10 рабочих дней.
Связь с земельным участком
Адрес объекта недвижимости должен соответствовать адресу земельного участка, в пределах которого он расположен.
Поэтому, если:
- в отношении участка выполнены работы по межеванию,
- у участка имеется присвоенный уполномоченным органом адрес,
дополнительно получать адресный документ на построенный дом не понадобится. При регистрации дома ему сразу присвоят адрес участка.
А если происходит раздел долевой собственности, то и земельным участкам, и капитальным постройкам необходимо заново устанавливать адрес.
Таким образом, не всегда нужно терять время на получение адресной справки. Воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией, чтобы выяснить порядок присвоения адреса в вашем случае.
Прочтите: Правила приватизации муниципального жилья в 2024 году
Подведем итоги
Орган местного самоуправления устанавливает адрес после регистрации права собственности на объект недвижимости. Существуют случаи, когда требуется присвоить адрес объекту до постановки объекта на кадастровый учет. Тогда в уполномоченный орган необходимо предоставить технический план в бумажной форме и разрешающие строительство документы. Порядок и особенности присвоения адресов могут отличаться в различных регионах РФ.