Фонд социального страхования – это один из внебюджетных фондов, средства которого используются для поддержки населения в случае болезни, смерти, а также декретного отпуска. Каждый работодатель перечисляет взносы за работников. Поэтому после найма первого работника предприниматели интересуются, нужна ли регистрация ИП в ФСС в качестве работодателя? Да, определенные действия выполнить придется. Процедура имеет свои тонкости и особенности.
Кому из ИП нужно зарегистрироваться
Взносы в ФСС платит любой ИП, как минимум, за себя. Но в тот момент, когда у него появляется первый наемный сотрудник, он должен дополнительно встать на учет в фонд. Регистрация производится в качестве страхователя, до этого ИП считается только плательщиком.
Индивидуальный предприниматель имеет право зарегистрироваться в качестве страхователя за себя самого. В таком случае он сможет получать больничные выплаты. Процедура регистрации будет точно такой же.
Когда нужно обратиться в ФСС
ИП должен обратиться в ФСС с уведомлением в течение тридцати дней с момента заключения трудового договора (а также гражданско-правового договора с физическим лицом).
Нарушенные сроки регистрации приводят к применению штрафных санкций. Если не подать уведомление в течение 90 дней, придется оплатить в казну 5 000 рублей, если более – 10 000 рублей.
Пошаговая инструкция по регистрации в ФСС
При появлении необходимости зарегистрироваться в ФСС в качестве страхователя, ИП должен следовать указанному порядку действий:
- Подготовить требуемый пакет бумаг и заполнить заявление по установленной форме. Бланк можно скачать на сайте фонда или получить в отделении, в котором будут производиться регистрационные действия. Форма заявления зависит от типа заключенного договора (трудового или гражданского).
- Обратиться с заявлением и документами в ФСС. Следует выбрать территориальное отделение, которое находится по месту регистрации ИП или по месту осуществления деятельности. После подачи заявления регистрационный номер будет присвоен в течение трех дней.
- Получить документ, подтверждающий подачу уведомления. Он будет именоваться уведомлением о регистрации.
Документы можно подавать как лично, так и почтой. Допускается также электронное направление сведений.
Скачать форму заявления для трудового договора (образец/бланк)
Скачать форму заявления для гражданско-правового договора (образец/бланк)
Регистрация через интернет
Допускается подача сведений через интернет с использованием портала государственных услуг. Сделать это можно в следующем порядке:
- Зарегистрироваться на портале государственных услуг и подтвердить свой аккаунт по почте или через удостоверяющий центр. Также потребуется наличие электронной цифровой подписи (ЭЦП), без которой не получится заверить документы для их направления онлайн.
- Перейти в раздел «Услуги».
- Затем выбрать «Органы власти» и «ФСС».
- В данном пункте выбрать «Регистрация страхователей, заключивших договор с работником».
- Заполнить уведомление в электронном виде, указав все требуемые сведения. Необходимо использовать только официальные данные из имеющихся документов.
- Дождаться вынесения решения. Уведомление придет через сайт и на электронную почту. Можно отдельно настроить смс-уведомления.
- Получить уведомление. Можно заказать его по почте или получить в отделении ФСС лично. Если бумажный документ не требуется, можно ограничиться электронным, который будет выслан на портале.
Регистрация через Госуслуги позволяет существенно сэкономить время и получить услугу в более удобном формате. Однако наличие ЭЦП носит обязательный характер. Оформлять цифровую подпись только ради данного действия не имеет смысла, проще воспользоваться иным способом регистрации.
Прочтите: Что делать при отказе в регистрации ИП
Какие потребуются документы
Список документов, которые потребуются для регистрации, зависит от конкретной ситуации. Как правило, нужны следующие бумаги:
- паспорт или иной документ, который подтвердит личность. Например, иностранцы могут использовать ВНЖ. Если имеется паспорт гражданина России, используется он. Если нет, то можно применять любой документ, который удостоверит личность заявителя;
- документ, подтверждающий временную регистрацию. Используется, если ИП было открыто в отсутствии постоянного места жительства;
- ИНН. На данный момент нет необходимости предоставлять бумажный вариант, достаточно указать сам номер. Некоторые граждане вовсе оформляют бумажный ИНН, в нем уже нет необходимости;
- регистрационные документы ИП, а именно ОГРНИП и выписка из ЕГРИП;
- трудовые договоры, а также копии трудовых книжек;
- гражданско-правовые договоры, если заключались такие сделки;
- доверенность, если действие осуществляется через представителя. Также потребуется паспорт представителя или иной документ, который подтвердит его личность, например, ВНЖ или загранпаспорт.
Можно использовать нотариально заверенные копии или принести сразу оригиналы и копии, чтобы их сравнил сотрудник ФСС. В случае обращения через Госуслуги, потребуется наличие электронно-цифровой подписи.
Снятие с учета в ФСС
В случае расторжения договора с сотрудником, предпринимателю необходимо сняться с учета в качестве страхователя. Для этого нужно подготовить следующие бумаги:
- приказ об увольнении сотрудника;
- отчетность об отсутствии сотрудников;
- заявление о снятии с учета.
В ФСС будет произведена сверка взаимных расчетов, которая выявит отсутствие или наличие задолженностей по взносам.
Заявление о снятии с учета также заполняется по форме, установленной законодательством. Подача в любом другом виде не допускается.
Если предприниматель увольняет сотрудников, но в будущем планирует нанимать новых, то сниматься с учета необязательно.
Прочтите: Штраф за неуплату страховых взносов для ИП
Подведем итоги
Регистрация ИП в ФСС в случае наличия наемных сотрудников или заключения гражданско-правовых договоров носит обязательный характер. Сделать это можно, обратившись в местное отделение фонда или через портал государственных услуг. Отсутствие регистрации приведет к применению штрафных санкций.