Конкорд и история сверхзвуковых путешествий

Конкорд и история сверхзвуковых путешествий

Легендарный Concorde поднимался в период с 1976 по 2003 год. Ассоциирующийся с блеском, гламуром и скоростью, он стал настоящей иконой воздуха. Так почему же сегодня этот необычный самолет не используется в бизнесе? В этой статье мы расскажем о том, что случилось с первым в мире сверхзвуковым авиалайнером.

Первый взлет Конкорда

Созданный в 1960-х годах Concorde был разработан для объединения народов, а также для путешествий между континентами. Потенциал для коммерческих путешественников был очевиден. Такие маршруты, как пересечение Атлантики, преодолеваются вдвое быстрее при сверхзвуковой скорости. Конкорд был самолетом, который осуществил эти мечты, доставив пассажиров из Нью-Йорка в Лондон за три часа.

стюардессы

Франция и Великобритания объединились, подписали «согласие» и дали этой идее имя в процессе. За дизайн отвечали BAC (British Aircraft Corporation) и Aerospatiale, наряду с Rolls Royce и SNECMA . У дизайнеров Concorde был нюх на инновации. Самолет был особенным во многих отношениях. Это был первый сверхзвуковой коммерческий летательный аппарат.

Concorde взлетает с взлетно-посадочной полосы в свой первый полет. Его нос станет знаковой опознавательной чертой:

первый взлет

Именно заостренный регулируемый нос — это то, о чем больше всего думают, когда вспоминают Конкорд. Идея заключалась в том, что его можно было опустить на взлетно-посадочной полосе для максимальной видимости, а затем поднять в воздух, обеспечивая гладкие и аэродинамические результаты.

В качестве двигателя использовался турбореактивный двигатель Olympus 593, в создании которого приняли участие инженеры Rolls Royce и SNECMA.

сверхзвуковой самолет

Четыре двигателя приводили в действие «Конкорд», используя технологию повторного нагрева, добавляя топливо в последнюю ступень двигателя. Это дало ему дополнительную мощность, необходимую для взлета и перехода к сверхзвуковому полету.

Двойное дельтовидное крыло помогло Конкорду длиной 200 с лишним метров достичь таких результатов. Его форма оказалась решающей для преодоления звукового барьера. Concorde был первым самолетом, который управлял воздухозаборником своего двигателя с помощью компьютера. Это позволило самолету регулировать поток воздуха, поступающий в его двигатели. Лайнер двигался со скоростью 2,4 Маха, что вдвое превышает скорость звука.

Несмотря на блестящий общий дизайн, «Конкорд» испытывал множество трудностей при удержании в воздухе. Теория прекрасна, но практика имеет привычку возвращать вещи на землю. Для многих авиакомпаний лайнер стал обузой из-за своего статуса пожирателя топлива. Нефтяной кризис 1973 года, за три года до того, как Concorde начал свою коммерческую деятельность, привел к росту цен.

конкорд на взлетной полосе

Привлекательный авиалайнер стал символом престижности. Казалось, что Concorde был создан для эксклюзивности, а не эффективности. В самолете было 100 мест, что не сильно много по современным меркам. Первоначальный интерес нескольких компаний снизился до пары громких имен — British Airways и Air France. У них было семь «Конкордов» из 20 построенных.

Кроме того, «Конкорд» представлял более высокие стандарты полета. Но возникла проблема: шум. Сверхзвуковое путешествие включало в себя оглушительный звуковой удар. Большеносую красавицу заставляли летать над водой, чтобы беспокоить только рыбу. Даже тогда местные жители жаловались на шум, поскольку самолеты взлетали и приземлялись из таких мест, как Хитроу.

Крушение Рейса 4590 авиакомпании Air France

Самолет Air France 4590 загорелся при взлете из аэропорта Шарля де Голля в Париже. Он упал в пригороде Гонесса, где трагически погибли 113 человек.

Читайте также: Самые масштабные авиакатастрофы

Обломки самолета Concorde Flight 4590 после крушения в Гонессе, Франция, 25 июля 2000 года:

фрагменты самолета после крушения

Что вызвало пожар? Как сообщается, лопнула шина, пробив топливный бак. Дизайн был изменен, но к 2003 году флот Конкордов приземлился и больше не взлетал. Эта ужасная авария не разрушила Конкорд, но считается одним из факторов, способствовавших его закрытию. Если крах 2000 года не положил конец «Конкорду», то что же?

Подборка по теме: Загадочные авиакатастрофы

Почему Конкорд перестал летать?

В конечном счете,  «Конкорд» был одновременно был впереди всех, и в то же время, ему мешали различные проблемы 20-го века. Самолет пожирал топливо, был слишком шумным, а клиентура была престижная, но немногочисленная из-за дороговизны билетов. Одной из причин было сокращение командировочных бюджетов Уолл-стрит после 11 сентября и резкий рост затрат на техническое обслуживание.

самолет в музее

Несмотря на все выше перечисленное, самолет оставляет у многих счастливые воспоминания о более амбициозных временах. Есть надежда, что сверхзвуковые путешествия вернутся в какой-то форме. Будет ли когда-нибудь создан такой же изящный и запоминающийся лайнер, как «Конкорд»? Вряд ли…

Посмотреть на самолет можно в музее Интрепид в Нью-Йорке, о котором есть отдельная статья на LifeGlobe.net.