Если коллекторы звонят по чужому долгу, просят передать информацию должнику, грозят административной, уголовной ответственностью, главное – не паниковать. Нужно узнать все обстоятельства дела и выяснить, почему позвонили именно вам. Психологическое давление, которое оказывают на собеседников коллекторские агентства, зачастую не имеет под собой никаких объективных оснований. Поэтому если звонок все-таки раздался, следуйте инструкции, изложенной ниже, и ваши права никто не нарушит.
Почему вам звонят?
Причин для активных звонков от коллекторов может быть несколько:
- Вы – поручитель по кредиту. Согласно статье 363 Гражданского кодекса РФ поручитель отвечает по займу наравне с основным должником. Поэтому если последний имеет задолженность, а банк продал долг коллекторам, они начнут звонить поручителю.
После звонка необходимо разыскать должника и рассказать ему о том, что его разыскивают коллекторы. Можно предложить ему варианты выхода из ситуации – договориться с кредиторами о реструктуризации, отсрочке, рассрочке долга. Если он откажется платить, бремя ляжет на ваши плечи.
- Коллекторы ошиблись. В базе данных агентства может содержаться неверная информация, и звонок был совершен по ошибке: похожие биографические данные, ранее этот номер телефона был у другого человека и т. д.
Нужно узнать, в каком кредитном учреждении был «выкуплен» долг, для того чтобы обратиться туда для выяснения всех подробностей, если коллекторы не дают никакой информации и настаивают, что должник именно вы.
- Вы состоите с должником в родственной связи, он ваш друг, сосед, коллега. Оставил ваш номер телефона при оформлении займа. Коллекторы в поисках денег готовы оказывать психологическое давление на близкое окружение должника, надеясь найти его и заставить отдать долг.
Скачать для просмотра и печати: Статья 363 ГК РФ «Ответственность поручителя»
Как разговаривать с коллекторами?
Сотрудники коллекторских агентств бывают весьма настойчивы: это их работа, и за каждый взысканный долг они получают бонусы. Отказ с ними вступать в беседу, сбрасывание звонка не приведет к положительному результату. Лучше ответить на звонок и общаться с ними в благожелательном тоне.
Что нужно узнать у коллекторов?
- Причину звонка, каким образом вы относитесь к долгу.
- Информация о коллекторе: название компании, ФИО сотрудника, адрес, контактный телефон.
- Если у агентства ошибочные сведения, выяснить, от какого банка был передан долг, ФИО должника, сумму долга и иные данные.
Федеральный закон № 230-ФЗ от 03.07.2016 г. «О защите прав…» уточняет, что совершать звонки коллекторы могут с соблюдением следующих правил:
- частота – не чаще 1 раза в день, 2-х раз в неделю, не более 8 раз в месяц;
- запрещено звонить в следующие временные промежутки: с 22 часов до 8 утра – в будни, с 20 часов до 9 утра – в выходные и праздничные дни;
- запрещается звонить со скрытых номеров или отказываться сообщать контактный номер звонившего;
- в ходе телефонного разговора коллектор должен назвать свои данные и уточнить, от какого кредитора он звонит.
Даже если звонок ошибочный, только по устному заявлению коллектор не сможет убрать ваши данные из общей базы, необходимо наличие подтверждающих ваши слова документов. Рекомендуем выяснить все вопросы с банком-кредитором или коллекторами, так как пока номер не удален из базы, он будет выводиться на программное обеспечение и на него будут поступать звонки.
Ссылка на документ: Федеральный закон № 230-ФЗ от 03.07.2016 г. «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности…»
Куда жаловаться на звонки?
Коллекторы могут быть настойчивы и звонить до появления результата. К сожалению, многие из них не хотят соблюдать закон, даже когда на это указывает их собеседник. При навязчивом внимании к вашей персоне, обратиться с жалобой можно в следующие инстанции:
- Прокуратура. Заявление можно подать лично, либо направить почтой. Надзорный орган рассмотрит жалобу, и в случае реального нарушения прав предпримет действия в рамках закона.
- В банк, от имени которого действует коллектор, в коллекторское агентство. Несмотря на то, что все телефонные разговоры в таких агентствах прослушиваются, руководство может не знать о противоправных действиях своих сотрудников. Иногда бывает достаточно такой жалобы, чтобы звонки прекратились.
- НАПКА – Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств. Жалобу можно подать на официальном сайте. Статистика, которую приводит организация – более 40% жалоб от граждан, которые никоим образом не связаны с должниками и долгом.
- Полиция. Если речь идет о жизни и здоровье лица, которому поступает звонок, если в его адрес поступают угрозы, можно обратиться с заявлением в правоохранительные органы.
- Роскомнадзор. Когда персональные данные гражданина используют без его согласия или без разрешения законодательства, на это можно написать жалобу и передать ее в профильное ведомство.
- Центральный банк России. Долг возникает от кредитора. При передаче задолженности коллекторскому агентству без указания на это в договоре займа, при направлении коллекторам «лишних» данных заемщика на действия банкиров можно пожаловаться в Центральный банк. Как финансовый регулятор, он вправе проводить проверки по запросам граждан и запрашивать информацию у кредиторов.
- ФССП. Законодатель отнес сферу деятельности коллекторских агентств к судебным приставам. Поэтому, написав заявление в данный орган, можно разрешить проблему и отвадить настойчивых специалистов коллекторских агентств.
Если по жалобе не был дан ответ или проблема не разрешилась, можно обратиться в вышестоящую инстанцию или даже в суд.
Подведем итоги
Таким образом, цель коллекторов – взыскать долг; цель телефонного звонка – получить информацию о должнике или оказать воздействие на его окружение с целью принудить гражданина вернуть деньги. Если звонки поступают на ваш номер, и неизвестно, что делать, не нужно тратить свои нервы и время, тем более, когда долг не имеет к вам отношения. Защищайте свои права законными способами: пишите жалобы в уполномоченные органы.
Прочтите: На что имеют право коллекторы в 2024 году