Достопримечательности Днепропетровска

Достопримечательности Днепропетровска

Бытует мнение, что в Днепропетровске совершенно нет ничего привлекательного, что дороги здесь ужасные а водители недисциплинированные. Насчет водителей и дорог я пожалуй соглашусь — с этим действительно тут есть проблемы. Но насчет достопримечательностей и красоты города пришла пора развеивать стереотипы.

 

Запись относится к месту: Днепропетровск

Днепропетровск раскинулся по обе стороны Днепра, в самом сердце Украины, где сходятся две половины страны. Откуда и куда не пришлось бы добираться по Украине, наверняка ваш путь будет лежать через Днепропетровск – самый крупный железнодорожный и транспортный узел страны. Город был задуман, как третья столица Российской империи, но так и не получил такого статуса и со временем стал обычным провинциальным городком. Во второй половине XIX века город стал крупным промышленным гигантом, его закрыли для иностранцев. В XXI веке он повторно изменяется на глазах. Город, в общем, полон контрастов: ветхие двухэтажки и небоскребы, сочетание не сочетаемого. Достопримечательностей и просто красивых мест здесь довольно много. Я думаю, что мнение о непривлекательности города бытует из-за того, что в первую очередь город воспринимается всеми как индустриальный. Те же, кто решился посвятить денек — другой подробному знакомству с городом — меняют свое мнение.

Гордость Днепропетровска и его самая главная достопримечательность – это река Днепр. Днепропетровская набережная является самой длинной в Европе — вдоль правого берега Днепра она распростерлась более чем на 23 км. Интересно то, что вплоть до начала 1960-х годов город как бы отходил от реки: вдоль Днепра нагромоздились бесконечные склады и мелкие фабрики, мест отдыха здесь практически не было, а река использовалась только для грузоперевозок
Тем не менее, то, что город имел мощную промышленность и накопил миллионы тонн отходов металлургии, позволило сформировать и укрепить берег большим бульваром. Создать парковую зону, а также протянуть с запада на восток, на всю длину города города, новый проспект – Набережную

Фонтан-лебедь, установленный в 2005 году на Набережной у самого берега уникален тем, что может менять режимы работы, «махать крыльями» и вращаться. При полной мощности его струя может выбрасываться на высоту до 50 метров

Рассказ о мостах города я решил не выносить в отдельную тему, а включить их в достопримечательности Днепропетровска. Через реку Днепр в городе проходит 5 мостов:

  • Изначально был построен Амурский мост в 1884 году. Проект составлял крупнейший русский инженер-мостостроитель профессор Н. П. Белелюбский. Торжественное открытие моста произошло 18 мая 1884 года, вместе с открытием Екатериненской железной дороги. А до этого, в течение двух веков, река Днепр была преградой на большом пути из Батурина через Гадяч, Полтаву, Кобеляки, Перевалочну, Сичу до Перекопа. Тут был устроен перевоз. На правом берегу расположилась слобода Новые Кайдаки, а на левом берегу — слобода Каменка. На фото Амурский мост

         

  • Самым длинным является Кайдакский мост, который позволил транзитному автотранспорту ехать по дороге Киев — Донецк без заезда в город, и дал возможность начать жилищное строительство на левом берегу реки. 10 ноября 1982 года мост был торжественно открыт. Длина его 1732 м, 3-рядное движение автотранспорта в обе стороны. По центру его 17 декабря 1996 году пустили трамвай

         

  • Самым красивым считается Мерефо-Херсонский железнодорожный мост — cамый первый мост, построенный в форме дуги. Необходимо было провести железнодорожную ветку на юг, и это являлось невыполнимой задачей, поскольку станция Нижнеднепровск на левом берегу Днепра находилась левее станции Южного вокзала, и соединить их прямой линией было невозможно, поскольку основная ветвь с востока на запад проходила как раз через Центральный вокзал, и никак не сворачивала обратно восточнее. Перед инженерами-проектировщиками поставили задачу — соединить несоединяемые станции. В течение нескольких лет проектировался мост и рассчитывалось растяжение и нагрузка на изгибе дуги. Этот мост является теперь одной из уникальнейших достопримечательностей Днепропетровска

         

  • Южный мост является частью восточной дуги объездной дороги вокруг города, которая находится в стадии строительства. Длина моста 1248 метров, ширина 22 метра. Строился он поэтапно с 1982 по 1993 и с 1998 по 2000 года. Открыт в декабре 2000 года. В 2002 году закончено сооружение дорожной развязки на левобережье, построен путепровод через железную дорогу.

         

  • Центральный (Новый) — автомобильный мост, связывающий центр города с левым берегом

         

Самое легендарное место в Днепропетровске – Монастырский (комсомольский) остров. Впервые остров упоминается в 1880 году в труде епископа Феодосия, как самый северный пункт, куда добрался в своей миссии Андрей Первозванный. Название «Монастырский» остров получил от якобы существовавшего византийского монастыря, заложенного здесь в 9 веке.

 

С остальной частью города, остров соединяет канатная дорога, и пешеходный мост

В 1958 году на острове установлен памятник Т. Г. Шевченко — один из самых больших в Украине

В 1999 году на северной части острова построен православный храм Святого Николая

На острове также имеется пляж, и парк отдыха, где отдыхают Днепропетровцы которым не удалось поехать на море 🙂

Среди достопримечательностей Днепропетровска самая большая в Украине коллекция каменных Скифских «баб». Расположена она на полянке возле Исторического музея. Баб насчитывается порядка 80, коллекция считается едва ли не крупнейшей каменных изваяний в мире. Некоторые статуям вообще по 5 тысяч лет и они замечательно сохранились до наших времен

Еще несколько баб)

Стоит также отметить хоральную синагогу “Золотая Роза”. По версии известного журнала Корреспондент, после реставрации синагога является визитной карточкой Днепропетровска. На мой взгляд, довольно странная визитная карточка..  На фото синагога до и после реставрации

Центральной улицей Днепропетровска, как в административном, так и в остальных смыслах, является Проспект имени Карла Маркса

Длина проспекта составляет 5 километров

Историческое название — Екатерининский проспект (1834—1923)

 

###

Проспект имени Карла Маркса — одна из старейших магистралей города. Начал формироваться попутно с основанием Екатеринослава на Днепре с конца 1780-х годов. Идея создания проспекта принадлежит автору генерального плана Екатеринослава архитектору Ивану Егоровичу Старову. Большая часть этой улицы выложена брусчаткой. Вдоль самого проспекта — множество зданий старой застройки. Среди них исторический музей, здание Горного университета, корпуса Днепропетровского национального университета, горисполком. Улица начинается от монумента Славы и завершается железнодорожной станцией Днепропетровск-Главный

На фото старый и новый отреставрированный вокзал

Монумент «Вечная Слава» на проспекте Карла Маркса

Обязательно стоит посетить диораму «Битва за Днепр». «Битва за Днепр» самая большая диорама в Украине и одна из крупнейших в мире.

Является центром большого мемориального комплекса, посвященного героям и событиям Великой Отечественной войны

Это произведение создано мастерами батальной живописи  М. Б. Грековым  Н. Я. Бутом и Н. В. Овечкиным. Цельнотканое полотно, вытканого на Пензенской ткацкой фабрике «Красный октябрь», площадью 840 квадратных метров (1?2) размещено в специальном здании, по проекту архитектора В. А. Зуева. Общая площадь здания 1340 кв.метров. Площадь зала диорамы — 900 м.кв. Широкий радиус обзора (до 230°), глубокий предметный план, состоящий из остатков оборонительных сооружений, оружия, переправочных средств и других военных атрибутов, специальное освещение и озвученность диорамного зала создают у зрителей эффект непосредственного присутствия на месте штурма Днепра доблестными советскими воинами. Подобное сооружение есть только в Севастополе — Диорама «Штурм Сапун-Горы»

Неподалеку от диорамы находится Спасо-Преображенский собор — один из кафедральных храмов Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви, освящённый в честь Преображения Господня. Завершён строительством в стиле классицизма в 1835 году при архиепископе Гаврииле

Преображенский собор является наиболее замечательной достопримечательностью Екатеринослава эпохи классицизма, увенчавший место закладки города

С 1930-го по 1988 г службы в Соборе не велись. С 1975 по 1988 гг. в помещении храма размещался музей религии и атеизма. В наши дни богослужения в соборе совершаются ежедневно.

На фото – Преображенский собор внутри

На строительстве Спасо-Преображенского собора отразились особенности времен правления нескольких поколений. Во время войны в стенах храма звучали молитвы, а в мирное время экспонировались каменные идолы и древнеегипетская мумия.

Также можно прогуляться по Екатеринославскому бульвару, который особенно  красив вечером. Здесь бьют множество фонтанов с подсветкой

Перечислю еще некоторые интересные места Днепропетровска:

Дом Брежнева в Днепропетровске

Дом органной и камерной музыки

Сосисочная к ЕВРО 2012 :))

Я описал лишь часть достопримечательностей Днепропетровска, их огромное множество и лучше все увидеть своими глазами. 

Не удержусь и все-таки опишу некоторые отрицательные моменты в жизни города Днепропетровска

Прежде всего стоит отметить общий застой в развитии города — развивается только центр и некоторые участки в районах. На въезде в город сплошная разруха, огромный контраст центра и других районов.

На фото небоскребы в центре

Также наблюдается застой в строительстве метро — с 1995 года, после пуска участка «Вокзал-Коммунар» (6 станций), не было открыто ни одной станции (ближайшая очередь — 1 или 2 станции до центра города — позволили бы разгрузить центр и использовать метрополитен более рационально); Строительные работы ведутся крайне медленно

6 станций для третьего по численности населения города Украины – катастрофически мало. На фото схема Днепропетровского метро

Из-за этого в городе возникают проблемы с трафиком. Несмотря на разветвленную сеть маршрутов и размер автопарка, маршрутные такси не справляются с нагрузкой в часы пик. Реальных альтернативных проектов — монорельс, скоростной трамвай (легкое метро), просто приведения дорог в нормальное состояние — пока не наблюдается. Также печально, что из-за бездействия властей Днепропетровск лишился ЕВРО 2012, несмотря на то, что стадион здесь был построен в сроки.

На фото стадион Днепр – Арена